Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гетц стэн

Энциклопедический словарь

ГЕТЦ Стэн - ГЕТЦ Стэн (Gets Stan) (полн. Гетц Стэнли, Stanley) (2 февраля 1927, Филадельфия, шт. Пенсильвания - 6 июня 1991, Малибу, шт. Калифорния), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (тенор-, баритон- и альт-саксофон), руководитель ансамбля, композитор.

Вырос в Бронксе (Нью-Йорк) в семье эмигрантов из России (с Украины). В период обучения в школе освоил игру на контрабасе и виолончели, выступал в оркестре учащихся младших классов, затем перешел на фагот, чтобы быть принятым в основной состав. С 12-ти лет начал играть на саксофоне. Подрабатывал на вечеринках и свадьбах в небольших ансамблях, позднее был принят в городской оркестр, в котором играли лучшие местные музыканты. В 15 лет бросил учебу и поступил в танцевальный оркестр «Стинки» Роджерса, однако после вмешательства инспекции по делам несовершеннолетних вынужден был вернуться к школьным занятиям. В 1943 убежал из дома и примкнул к отправлявшемуся в поездку по стране диксиленд-бэнду Джека Тигардена (см. ТИГАРДЕН Джек) (во избежание неприятностей с властями Тигардену пришлось оформить опекунство над Стэном). Вскоре, решив встать на самостоятельный путь, ушел из оркестра Тигардена. Обосновался в Лoc-Aнджeлесе, где устроился в оркестр Боба Честера, игравший в здешнем дансинге, но через месяц перешел в диксиленд-бэнд Дэйла Джонса. В 1944 стал членом оркестра Стэна Кентона, участвовал с ним в музыкальных радиопрограммах.

Женился на певице Беверли Берн, сестре «Бадди» Стюарта (вокал), выступал вместе с ней в оркестре Рэнди Брукса. Руководил в Голливуде собственным трио в местном свинг-клубе, а также эпизодически играл в ресторане «Поттерли» в испанском квартале Лос-Анджелеса с ансамблем трубача Тони Де Карло (здесь пела и Беверли Берн). Ядром этого ансамбля стал квартет тенор-саксофонистов «Four Brothers», сформированный по инициативе аранжировщиков Джина Роланда и Джимми Джюффри (см. ДЖЮФФРИ Джимми). Кроме Гетца, признанного лидера секции, в нее входили «Зут» Симc, Херб Стюард и сам Дж. Джюффри. По замыслу создателей группы, она трактовалась как некий «коллективный солирующий голос» в ансамбле, но могла использоваться и как своеобразный «оркестр в оркестре», и как самостоятельное импровизирующее комбо.

В 1947 экспериментами Гетца и его «саксофоновых братьев» заинтересовался Вуди Герман (см. ГЕРМАН Вуди), пригласивший их в свой оркестр Second Herd (который в связи с этим получил еще одно, неофициальное название - Four Brothers Band). В 1949 Гетц ушел от Германа, однако продолжил в Нью-Йорке опыты с саксофоновой секцией в рамках комбо (при участии «Зута» Симса, Э. Кона, Аллена Игера, Брю Mypa). В том же году организовал собственный квартет, в марте 1951 гастролировал с ним в Швеции, а по возвращении в США создал новый ансамбль - квинтет (с гитаристом Джимми Рэйни). В течение двух следующих лет руководил секстетом (с тромбонистом Бобом Брукмейером).

Проявил склонность к употреблению наркотиков, что привело его к тяжелой нервной депрессии и к попытке совершить преступление (ограбление аптеки). После ареста была попытка самоубийства. Сумел преодолеть пагубную страсть и навсегда освободиться от нее. Предпринял ряд турне с музыкантами «филармонического джаза» (JATP), выступал с ними на джазовых фестивалях в Каннах (Франция) и Нокке (Бельгия), где имел огромный успех. В конце 1958, вторично женившись, поселился с женой-шведкой (Моникой Гетц) в Копенгагене, где проживал в течение трех лет, эпизодически выезжая с концертами в различные страны Европы. Вернувшись в США (январь 1961), возобновил выступление с квартетом, членом которого в 1962 стал гитарист Чарли Берд. Вместе с ним плодотворно экспериментировал в области интерпретации латиноамериканской самбы и босановы, положив начало новому направлению в современном камерном джазе (самба (см. САМБА)-, или босанова (см. БОСАНОВА)-джаз). В том же году объединился с Эдди Сотером, который занимался в данный период сочинением музыки в духе «третьего течения» - произведений для струнного смычкового квартета и струнного оркестра в классических формах. Осуществил совместно с ним исполнение ряда композиций, предусматривающих сочетание академической стилистики с джазовой импровизацией.

Валерий Озеров

Полезные сервисы